ЕЛЕНА БАБОШКО

Р. 1980, Томск
Живописец, график

Елена пришла в искусство в начале 2000-х, после окончания вечерней художественной школы, где училась у классика томского авангарда, художника Петра Гавриленко. По сей день занимается в студии, выбрав Гавриленко своим наставником. В 2002-м окончила факультет иностранных языков Томского государственного университета и аспирантуру в 2019-м.

Находясь в творческом поиске, пробовала себя в различных направлениях. Работая преимущественно в масляной живописи, со временем освоила другие виды искусства: акварель, батик, карандашный рисунок, скульптуру. С 2005 года регулярно выставляется на итоговых выставках студии Петра Гавриленко. В 2006-м состоялся первый персональный показ в андеграундном арт-кафе «Кукушка».

За время своей карьеры Елена провела несколько персональных проектов, по которым ярко прослеживается, что у художницы в творчестве нет четкого разделения на периоды. Но можно заметить трансформацию живописного языка: от увлечения в начале 2000-х авангардной живописью до влияния постимпрессионизма и пуантилизма в начале 2010-х. В целом раннему периоду свойственны интерес и внимание к фактуре красочного слоя. Но и сейчас работа с живописной поверхностью является для художницы приоритетной.

В основе творческого метода Елены лежит рефлексия. Это находит отражение в живописи, которая отличается не только терапевтическим подходом, работой с глубоко скрытыми переживаниями и эмоциями, но и в самом процессе создания произведений: Елена записывает старые холсты или в крайнем случае снимает их с подрамника и уничтожает. Наброски — также важная для нее практика фиксации пережитого момента; нередко быстрые зарисовки становятся эскизами для больших картин. Избрав для себя прежде всего честность в общении со зрителем, художница рассказывает о том, что ее беспокоит.

Одна из центральных тем Елены начиная с 2010-х — нагота, а именно «любование пластикой и оттенками обнаженного тела, открыто и беспристрастно». Изображая женские обнаженные фигуры, художница часто обращается к метафорам, за которыми скрываются личные переживания об одиночестве и неприкрытости души художника. Недавние скульптурные опыты Елены в студии Всеволода Майорова говорят о том, что художница идет в своих стремлениях все дальше.

Органично в творческую линию Елены вписывается тема отношений между мужчиной и женщиной, которую художница раскрывает как через вневременные библейские сюжеты, так и через обыденные ситуации из дня сегодняшнего. Работая в жанре пейзажа, Елена развивает тему города: посредством драматичных мотивов она показывает состояние общества и художника, затрагивая тему внутренней свободы.

Искусство для Елены — инструмент выражения внутренних переживаний, и, вне зависимости от формы, это всегда очень личное, но актуальное.