МАРИНА ЗАЙКОВА

Р. 1994, Семипалатинск (Казахстан)
График, живописец, эмальер, педагог

В 2013 году приехала в Томск и поступила в Томский государственный педагогический университет на курс к известному томскому художнику, представителю неоархаики Сергею Лазареву, основным принципом преподавания которого было знакомство студентов с разными техниками и материалами. Так Марина овладела техниками акрила, темперы, масляной живописи и графита. Параллельно с учебой Марина участвовала в городских и межрегиональных выставках как график и живописец.

Первые самостоятельные работы представляли собой графические листы, вдохновленные мифами и легендами древних кулайцев, но стремление экспериментировать в поисках собственных темы и художественного языка привело к визуальной трансформации образов и подхода.

Живописные произведения Марины пропитаны мистикой и загадками. Художница часто использует в качестве первоначальной идеи абстрактные пятна, которые затем преобразует в силуэты, заполняя их разными цветами, фактурами, символами и т. д.

В основе некоторых работ лежит необычный факт, например, в композиции «Терракотовая армия» (2020) художница рассказывает о находке 8100 терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей: эта история настолько поразила Марину, что она слепила фигурки из пластилина, посадила их под нужным углом и зарисовала.

С 2022 года, после обучения у Дины Богусоновой на Всероссийском симпозиуме в Сибирском центре горячей эмали в Новокузнецке, начала работать в технике художественной эмали. Используя графику и живопись как материалы к подготовительному этапу работы с эмалью, обращаясь к сюжетам, связанным с мифологией места, и придерживаясь направления сибирской неорхаики, Марина создает придуманные артефакты с опорой на подлинные вещи кулайской цивилизации.

Благодаря универсальности техник более четко обозначилась специфика творческого метода художницы — конструирование своей мифологии; а также выделились ведущие темы творчества — этнографические мотивы и археологические находки.

Параллельно со станковой практикой Марина, одна или в паре с художником Ильёй Маломощенко, создает муралы. На стенах в большем масштабе прослеживается стилевая близость с графикой и живописью, обращение к этническим мотивам.

Оценив возможности для экспериментов и непредсказуемость результата в технологии горячей эмали, где огонь становится соавтором, Марина практически полностью переключилась на эту технику. Регулярно участвует в областных и межрегиональных выставках, фестивалях уличного искусства.