Р. 1987, Томск
Художник, экспозиционер, реставратор масляной живописи
Окончил Томский областной колледж культуры и искусств имени В. Я. Шишкова по специальности «Живопись» в 2010 году, где учился у классиков томского искусства Рафаэля Асланяна, Виктора Попова и Татьяны Беглюк. С 2006 года работал в Томском областном художественном музее, с 2011-го — реставратором (трижды стажировался в Государственном научно-исследовательском институте реставрации в Москве). Выставочная практика художника началась в 2006 году, а в 2009-м состоялась первая персональная выставка совместно с Галиной Липинской и Дмитрием Карнауховым. Начал заниматься организацией молодежных выставок в начале 2010-х, с 2017 года с Лукией Муриной проводит квартирные биеннале, где демонстрирует произведения из своей коллекции и работы художников-современников. В 2011 году Николай пришел к уличному искусству, став идеологом и соавтором активистских уличных акций «Сжечь нельзя сохранить» и «Жесть-арт», в которых главным являлось взаимодействие художника с локальным контекстом и работа с пространством исторического города.
На протяжении всей практики работает в технике масляной живописи в реалистической манере. Но со временем довольно четко обозначился интерес к экспериментам с печатными техниками (гравюра на пластике, гуммиарабиковая печать, линогравюра) и выходу за пределы традиционной формы картины. В недавних проектах использовал ассамбляж, инсталляцию.
С 2021 года работает в проектном формате. Ключевой точкой стал проект «PubLab — Лаборатория искусства города», благодаря которому закрепился авторский метод работы с историческим контекстом и краеведением с помощью современного искусства, обозначившийся еще в совместном с Аксиньей Сарычевой проекте «100 лет без Академии» (2018). Один из самых масштабных проектов, иллюстрирующих метод автора, — совместный с Лукией Муриной «Воображаемый музей „Площади Мира“».
Большинство проектов Николая связаны с культурной и исторической памятью, направлены на исследование сибирского искусства и посвящены проблемам музеефикации современного искусства и истории сибирских научных и художественных институций. Соединяет краеведческий подход, живопись, различные графические техники, документальный пейзаж, photo-based art. Его работам свойственна длительная исследовательская подготовка, поиски нетривиальных историй. В 2021 году художник обратился к проблеме трудного наследия, ключевыми событиями стали экспедиция на территорию бывшего рудника, где работали заключенные, и последующая резиденция в Музее истории ГУЛАГа. В результате получился проект «Рудник Днепровский. Художественное исследование», определивший вектор ближайших проектов в Норильской арт-резиденции и Мемориальном музее «Следственная тюрьма НКВД». Над многими из них Николай работает в паре с Лукией Муриной.
С 2015 года член Томского регионального отделения Союза художников России.
Текст: Лукия Мурина