Р. 1991, Томск
Живописец
С 2007 года занимается в студии живописи Петра Гавриленко. Окончила геолого-географический факультет Томского государственного университета в 2014-м. Впервые показала работы на Х Х Областной молодежной выставке «Регион 70» (2013). После этого произведения Екатерины стали часто появляться на разных выставках; состоялось два совместных показа с ученицами студии Петра Гавриленко. Персональная выставка, где можно было увидеть произведения художницы разных лет, прошла в квартире друзей в 2020 году. Екатерина совмещает художественную практику с образовательной: она училась в школе кураторов фестиваля «мУкА» и у красноярского искусствоведа Оксаны Будулак на курсе «Как сделать выставку» в онлайн-школе Bang Bang Education. Участвует в лабораториях, фестивалях и выставках.
Географическое образование сыграло для художницы важнейшую роль как в восприятии окружающего пространства, так и в выборе методов работы и мотивов творчества. Прежде всего это выражается в том, что география предполагает наблюдение, внимательное рассматривание и анализ, а комплексный научный подход и полевая работа во многом близки художественным практикам. Отсюда в живописи Екатерины преимущественно природные мотивы, которые могут быть глобальными и отсылать к проблемам мироустройства или представлять из себя просто дыру в земле. В картинах, как и в природе, переплетаются процессы и явления разных масштабов — микро- и макромиры; выстраивая связи между ними, художница обращает внимание зрителя на камни, мхи и бескрайние природные пространства.
Большую роль в поиске мотивов и сюжетов играют путешествия и сама дорога — медитативный процесс, во время которого рождается идея. Так, например, получилась работа 2016 года «Забор». В основе картины — реальный забор, состоящий из старых дверей, который художница увидела из окна поезда по дороге в Абакан. Особое отношение к дороге нашло отражение в работе «067» — это отсылка к номеру поезда Абакан — Москва, — в которой мысли и картинки из поезда сложились в живопись. Для художницы ключевую роль играют реальные впечатления от увиденного. Так, огромный камень с острова Сахалин стал главным героем диптиха «Сахалин. Бухта Тихая» (2020). Художница воспринимает природу как неиссякаемый источник вдохновения, а путешествие — как творческий метод, где любое перемещение в пространстве — короткое на Васюганские болота или длительное на Сахалин — может воплотиться в конкретном мотиве, а может так и не стать картиной.
Один из мотивов — метафизика ландшафта, где камни, микромиры грибов и лишайников — герои картин. Впечатления от ландшафта — многогранность природных форм — выражаются в фактуре красочного слоя, через которую художница хочет предать все разнообразие поверхностей и цветов, встречающихся в природе. Кроме природы, источником вдохновения для Екатерины является традиционная народная культура.
Текст: Лукия Мурина