ЛУКИЯ МУРИНА

Р. 1987, с. Черёмушки, Томская область
График, куратор, искусствовед

Училась живописи у Рафаэля Асланяна, Николая Беглюка, Павла Сафронова и Виктора Попова в Томском областном колледже культуры и искусств имени В. Я. Шишкова. После окончания в 2007 году поступила на искусствоведение в Алтайский государственный университет. В выставках участвует с 2006 года. В 2010-х была одним из лидеров в художественной среде, занималась организацией выставок и акций, составляла каталоги выставок, писала тексты.

Ключевой для определения творческих приоритетов стала выставка-акция 2011 года «Сжечь нельзя сохранить», позже трансформировавшаяся в уличную активистскую акцию, поднимавшую вопрос о сохранении архитектурного наследия Томска. В 2020-м как продолжение появилась акция «Жесть-арт», где героями стали известные томичи. Все активистские художественные проекты созданы совместно с Николаем Исаевым.

На выставках художница показывает композиции в графических уникальных и печатных техниках (гравюра на пластике, сухая игла, линогравюра). В начале карьеры работала в жанре городского пейзажа, ню, портрета, пробовала себя в различных техниках. С 2012 года, после поездки в Кемерово, начала работать в жанре индустриального пейзажа и первой серией «Сибирь индустриальная» заявила о себе в выставочном пространстве как о художнике индустриальной темы. Постепенно отошла от стремления документально передавать заводы, и здесь ключевым стал персональный проект «Урало-Кузбасс» (2018), в котором индустриальный пейзаж концептуально преобразовался в объект для свободной трансформации, монтажного подхода к композиции. Произошел переход от изображения реальных предприятий к абстрактным формам. В проекте «Документация пейзажа» (2022), созданном в Полярной арт-резиденции PolArt вернулась к документальной концепции пейзажа, опираясь на натуру, продолжила эксперименты с цветовой гаммой.

В 2016 году впервые как независимый куратор организовала выставку «Индустриальная реальность. Маленькие виды большой страны», направленную на исследование современного российского индустриального ландшафта. Важными для карьеры стали совместные проекты с Николаем Исаевым: «100 лет без Академии», «Воображаемый музей. Музеефикация современного искусства» и «Воображаемый музей „Площади Мира“» к 35-летию Музейного центра «Площадь Мира», в основе которого лежала концепция музеефикации локальной истории через работу с документальными источниками и современным искусством.

Поворотным для смены фокуса стала экспедиция в Магаданскую область с командой Музея истории ГУЛАГа и Фондом памяти, посвященная музеефикации рудника «Днепровский», и проект по итогам поездки и исследования «Рудник Днепровский. Художественное исследование», в котором сочетались традиционная пленэрная практика и художественное исследование. Тема памяти и трудного наследия соединилась с интересами в области индустриального ландшафта и получит воплощение в проекте «Норильск: архив преодоления»

Занимается исследованием современного томского искусства и формированием его архива, чтением лекций, курированием проектов, художественной практикой.