Р. 1982, Каскелен (Казахстан)
Хореограф, перформер, работает в жанре site specific
Впервые оказалась в Томске в 2006 году как участник мультимедийного фестиваля Budu Art 3, позже переехала из Новосибирска и начала работать с театралами и музыкантами, заниматься перформативными городскими практиками и создавать спектакли. Открыла студию современного танца «PrоДвижение» основной акцент которой был на контактной импровизации, технике контемпорари и искусстве перформанса. В 2009 году совместно с Мусей Сосновской и Натальей Вагановой организовала лабораторию «Сон Кекуле», которую впоследствии покинула. Была резидентом программы Open World на American Dance Festival в Нью-Йорке в 2010 году.
После окончания в 2013-м магистратуры Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой (учителя — Татьяна Гордеева, Нина Гастева) Ксения остановилась на конкретном направлении в своей практике — движенческом перформансе. В нем ее привлекает прежде всего живость и изменчивость в зависимости от атмосферы, состояния перформера и публики. Практики, тесно связанные с проживанием настоящего, в полной мере воплотились в деятельности Лаборатории «Перформансы в публичном пространстве» («Три П»). В составе созданной в 2015 году лаборатории были Мара Клови, Алина и Анатолий Долженко, Алексей Колесников, Александра Березняцкая, Денис Маслов, Юлия Шашкова. В разные годы к перформансам «Три П» присоединялись томские художники Аксинья Сарычева, Митя Главанаков и другие. Практики были направлены на осмысление окружающего пространства и раскрытие его уникальности с помощью тела. За время существования лаборатории было создано более 35 перформансов.
Сольные перформансы, подготовленные в тесном взаимодействии со скрипачкой Анной Чагиной, музыкантами Юрой Туровым, Sine Seawave и bSICtransit, представляют собой индивидуальные произведения каждого участника действия.
После того как большая часть участников «Три П» покинули Томск, изменились и интересы Ксении, она сфокусировалась на женской теме. В поисках формы высказывания о женской природе Ксения работает над серией сольных видеовысказываний «Обнажение», а также над совместном с Марой Клови проектом «Спящая». Также в последнее время интерес лежит в поиске языка, граничащего с чистым действием, лаконичным по высказыванию и мифологии, протянутой в современность.
Кроме того, работает как куратор, ведет курс «Практический синтез искусств» в магистратуре «Art&Science: искусство, дизайн, технологии» Института искусств и культуры Томского государственного университета, читает открытые лекции по современному танцу, участвует в лабораториях. В 2023 году стала участницей параллельной программы «Идущие к реке» XV Красноярской музейной биеннале «АВЕНИСЕЕСИНЕВА».
Текст: Лукия Мурина