— У меня ведь тоже было много вопросов, потому что до вас я не сталкивалась с термином site specific, например. Для меня это было тоже новое, но благодаря тому, что я влилась во внутрь коллектива, в том смысле, что я могла наблюдать, например, репетиции перформанса в музее, когда вы лежали и стояли на лестнице. Для меня это было очень экстремальное, быстрое погружение в современный перформанс. Очень много вопросов отпало. Но я понимаю, что у людей, которые потом шли на выставку и перешагивали через лежащие тела на лестнице, было миллион вопросов. Как с ними можно выстроить диалог? Ты же не будешь во время перформанса рассказывать.
— Вот поэтому проводятся паблик-толки, встречи с художниками, лекции, дискуссии и прочее, на которых ты выходишь человеком к человеку. Не художником, который прямо сейчас в процессе, а просто человеком, который может разговаривать с публикой. Нужен правильный формат. Есть картина, но есть и описание картины, техники исполнения, идеи, которую хотел донести художник. Вот, например, у меня есть курс лекций, на которых я знакомлю слушателей с перформативным искусством, или мастер-классы, на которых можно получить навыки осознанного движения. Любой желающий может прийти и окунуться изнутри в мир перформанса — было бы желание.
— Один из форматов взаимодействия, который я вспомнила — публикации. Например, в самом начале вашей активной работы журналистка Мария Митренина активно интересовалась всеми современными практиками, очень много про вас писала. Она как бы документировала все ваши акции. И, кроме этого, у вас довольно часто брали интервью. Когда я готовилась ко встрече, мне попалось одно из них на сайте «Новости в Томске», и я решила прочитать комментарии… Получается, что вы пытались с помощью текста объяснить людям, что происходит, но они реагировали в форме оскорбительных и нецензурных высказываний.
— Кто обычно пишет злостные комментарии? Тот, кто не присутствовал и хочет выразить своё недоумение на увиденные фото в публикации или на текст статьи, который чём-то задел. Но нужно понимать, что текст о перформансе и сам перформативный акт — это разные форматы.
— И как вы вообще на это реагировали, это было больно?
— Если честно, не помню, это было давно. Скорее всего, мы расстраивались и переживали. Хотя мы отлично понимали, что сами комментарии никак не связаны с процессом. Если бы человек пришёл, рассказал нам о своих ощущениях после перформанса, спросил: «С какой темой работали?», — мы бы поговорили, дали друг другу обратную связь. Но, когда звучат оскорбления от людей, которые даже не присутствовали — это странно и, конечно же, неприятно. Любому художнику хочется признания. В какой-то момент я научилась не реагировать болезненно на комментарии, поняла, что доказать что-либо человеку, который настроен категорично, бессмысленно. Кто знает, каковы мотивы у тех, кто переходит на личности в вопросах обсуждения искусства? Я за безоценочность суждений (улыбается).