— Нет, я скорее про «Гражданскую войну».
— Ах, это! Опять же и да, и нет… Тут всё непросто — много разных наслоений. Начнём с того, что, готовясь к уроку в школе, я прочитала в журнале «Родина» публикацию на данную тему. Она меня сильно потрясла. И как оказалось дальше — в самой её истории всё очень запутано. Честно говоря, хотелось скорее забыть и надеяться, что никогда не придётся сдавать её ни на каком экзамене. Но так не получилось… Уже позднее, я как-то неожиданно для себя прочитала «Дни Турбиных» и «Белую гвардию», они меня тоже сильно зацепили. И вот под этим неким «очарованием» от белого движения я долго жила: смотрела всякие фильмы, спектакли, читала мемуары. А потом прошло и это. Вдруг захотелось разобраться кто прав, кто виноват, где истина и такие ли уж белые — «белые»? Пришлось возвращаться к этой запутанности… Если совсем по-простому, то нас учили, что одни нападают — другие защищаются, агрессор равно враг. А кто тут враг?.. Получается, что никто или все одновременно. Никто не победил. Все «хороши». Нет «белых» и «пушистых». Есть гибель миллионов человек. Надо быть уж совсем бесчувственным, чтобы оставаться равнодушным к такому. Не могу сказать, что вывод меня порадовал, скорее уж очень сильно наоборот. И, думаю, что тогда мне было с этим как-то невыносимо жить, нужно было куда-то выплеснуть. Поэтому и возникла работа на эту тему. Не могу сказать, что вопрос эмоционально закрыт. Но и возвращаться туда больше не хочется. Потому что получается, что ты сам себя тыкаешь палкой по больному месту. Хватит.
— Расскажи немного про студию Петра Павловича Гавриленко. Как ты, собственно, в ней оказалась и чему он тебя научил?
— Это такая немножко длинная и странная история. Когда-то давно я работала на кладбище, занималась ретушью фотографий для памятников. Как правило, они были очень плохого качества, и как я ни старалась их улучшить в фотошопе, ничего не получалось. Тогда пришла мысль, что вот если бы я умела рисовать — это бы мне помогло. Узнала, что в детской художке есть вечерние курсы для взрослых и пошла туда. Попала в класс, который вёл О. Н. Арутюнов. Несколько месяцев мы рисовали акварелью несчастный апельсин и ещё какую-то ерунду. Потом он ушёл из школы, и нам предложили пойти к другим преподавателям. Так я оказалась в группе у Петра Павловича. И тут случилось страшное))) Очень быстро стало понятно, что рисовать гипсовые головы карандашом мне совершенно не нравится, хотя я шла именно за этим. Постановочные натюрморты для акварели тоже не радовали. Зато композиция — это как любовь с первого взгляда. Давалось какое-то задание, тема и ты должен был сам что-то придумать. Потом эскиз утверждался, и мы самостоятельно дома, чаще всего гуашью, его рисовали. И когда художка вдруг закончилась, я подумала — а как же дальше? Узнала, что у Петра Павловича есть студия масляной живописи и решила, что мне туда непременно надо. Помню, очень сильно боялась, что он берёт только отличников, а я ну так себе… Но взял!